Когнитивно-поведенческая терапия это четко структурированная, краткосрочная психотерапия изначально разработанная для депрессивных расстройств, направленная на решение текущих проблем и изменение дисфункционального мышления. Впоследствии, данный вид психотерапии ввиду своей универсальности и высокоэффективности стал использоваться для работы с огромным списком расстройств и проблем.
Создатель данного метода А. Бек даже недоумевал почему клиенты уходили и не возвращались после относительно небольшого количества сеансов. Оказалось, пациенты просто выздоравливали и больше не нуждались в психологической помощи!
Когнитивно-поведенческий подход наряду с психоанализом признан одним из ведущих направлений в западной психологии. Так, например, в Германии лишь эти два направления признаны при университетах и для получения государственного сертификата специалиста-психотерапевта, нужно обязательно иметь базовую подготовку по одному из них.
В основе метода лежит процесс концептуализации – понимание исходной точки, в которой находится конкретный клиент (раскрытия принадлежащих именно ему лично убеждений и поведенческих схем) Психолог ищет разные варианты для изменения когниций клиента – модернизируя и гармонизируя мышление и поведение клиента, что приводит человека к более счастливой и осознанной жизни.
Когда люди обучаются оценивать свой образ мыслей адекватно, в соответствии с реалиями, адаптивно это ведет к улучшению их эмоционального состояния и поведения, чувством удовлетворенности жизнью.
Отдельно хочется отметить, ведя клиентов от встречи к встрече, они активно вовлекаются в процесс терапии. Главная цель лечения – понятный процесс терапии для клиента. Большинству людей комфортно когда они знают, чего ожидать от терапии. Они лучше чувствуют терапевтический союз, командную работу и поддержку. Когда появляется конкретное понимание так называемой «дорожной карты» всей терапии и каждой отдельной сессии – это успокаивает и действует расслабляюще.
Домашние задания в ходе терапии – напоминают клиенту о практическом применение нового навыка более реалистичного образа мышления в отношении проблем и жизненных ситуаций. Также домашние задания являются естественным мостом между сессиями. Ни одно задание не является сложным, нудным и утомительным.
Отдельный восторг у клиентов вызывают поведенческие эксперименты. Очень часто они открывают дорогу к инсайтам, показывают валидность идей пациента, выявляют неадекватность некоторых суждений на практике. Начиная пробовать жить по новым схемам, жизнь меняется.
Лично для себя я пришел к выводу, что это лучший на сегодняшний день вид психотерапии потому как сначала сравнил этот подход с другими в рамках изучения теоретической базы психологии на курсах подготовки аддиктологов. Привлекает, безусловно, краткосрочность данного метода. Время неумолимо течет и ходить в терапию долго и дорого хотят лишь немногие клиенты. Потом данный метод был испробован на себе и как итог жизнь действительно становится проще, счастливее. Теперь возникающие мысли легко и адаптивно перерабатываются, поменялись многие установки и убеждения, некоторые из убеждений стали просто мягче.
Успешно используется когнитивно-поведенческая терапия и в моей практике психолога. Я даже выбрал этот метод основным, настолько он хорош. Все последовательно, лаконично, логично и имеет окончание. Приятным бонусом является то, что человек прошедший когнитивно-поведенческую терапию становится сам себе психологом и обученным решать все возникающие перед ним проблемы.